Правило 1
Но в особенности тебе надлежит знать и то, что не всякая книга заслуживает доверия, даже если она носит достоуважаемое имя Писания. Ведь бывают, бывают иногда лжеименные книги: одни из них, можно сказать, средние и они близки к слову истины, а другие – подложны и весьма опасны, как поддельные и фальшивые монеты, которые хотя имеют царскую надпись, но по составу своему подделаны. Поэтому назову тебе каждую из богодухновенных книг, а чтобы ты узнал все ясно, сначала назову книги Ветхого Завета.
Пятикнижие включает в себя Творение, затем Исход, в середине книгу Левит, за ней Числа и потом Второзаконие. К ним прибавь книги Иисуса и Судей, затем Руфь, 4 книги Царств и 2 книги Паралипоменон, за ними Ездры 1-ю и 2-ю. Далее назову 5 книг стихотворных: книгу Иова, увенчанного за подвиги в многообразных страданиях, книгу Псалмов, благозвучное врачевство для души, 3 книги премудрого Соломона – Притчи, Екклесиаст и Песнь Песней. К ним прибавь 12 пророков: 1-го – Осию, потом 2-го – Амоса, Михея, Иоиля, Авдия и Иону, прообраз самого 3-дневного Страдания; за ними Наума, Аввакума, потом 9-го – Софонию, Аггея и Захарию, а также славного вестника Малахию. После них познавай 4-х пророков: дерзновенно глаголавшего великого Исаию, сострадательного Иеремию и таинственного Иезекииля, последнего же – Даниила, мудрейшего и в слове и в деле. К этим книгам некоторые причисляют Есфирь.
Пришло мне время назвать книги Нового Завета. Евангелистов принимай только 4-х: Матфея, потом Марка, к ним причислив 3-м Луку, Иоанна считай по времени 4-м, но по высоте догматов 1-м, ибо по достоинству называю его сыном грома: он больше всех восхвалил Бога Слово. Принимай и 2-ю книгу Луки – книгу соборных Деяний апостолов. Еще приложи сосуд избранный, проповедника и апостола язычников – Павла, премудро написавшего Церквам 14 Посланий: 1римлянам, к которому надлежит прибавить 2 коринфянам, галатам, ефесянам, за ним к живущим в Филиппах, потом написанное колоссянам, фессалоникийцам 2 и Тимофею 2, а Титу и Филимону по 1-му и евреям 1 (некоторые называют его подложным, но говорят неправильно, ибо в нем подлинная благодать). Что осталось? Одни говорят, что соборных Посланий следует принимать 7, другие – только 3: Иакова 1, 1Петра и 1Иоанна, а некоторые принимают 3 Послания Иоанновых, сверх того 2 Петровых, а 7-е – Иуды. Подобным образом и Апокалипсис Иоанна некоторые признают, но большинство называет подложным. Таков да будет неложнейший канон богодухновенных Писаний.
[Cтихи к Селевку о том, какие книги следует признавать]
Славянская кормчая. (Что сказано о старо-славянском тексте Григория Богослова, вполне идет к тексту Амфилохия Иконийского (смотри предыдущее примечание).
Ветхого Завета книги: Бытие, и потом Исход, Левитик же средния книги имаши, по них же Числа, потом Вторый Закон. К сим же и Исуса Навина приложи. И потом Судии и Руфь. Царства же 4: Паралипомена же книги двоя. К сим же Ездры книги, 1-я и 2-я. Посем же Стиховная книги пятеры реку, венчанного подвиги, и различных страстей, Иова. Псаломские же книги прилежное душам исцеление. Рекши же и Соломона премудрого Притчи. Екклесиаст, и Песни Песнем. К сим приложи 12 пророк, Иосию 1-о, и потом Амоса 2-го, Михея и Иоиля, Авдия, и Товию, и Иону образ 3-дневныя страсти. Наума же по них, и Аввакума, и потом 9-го Софония, Аггея же и Захарию, двоеименитого же ангела Малахия. С ними же ведай пророки 4, призванного и великого Исаии, и Иеремии же умиленного, и таинника Иезекииля. Последнего же Даниила. К сим же прилагают Есфир неции. Нового же Завета смотрими, книги глаголющу, 4 евангелисты приемли токмо, Матфея, и потом Марка, с нима же Лука 3-ти, приложив же, Иоанна леты 4-го, но 1-го высотою повелении, Громова сына сего подобно взову, вельми возгласивша Бога Слова. Прими же книги Лукины 2-я. Сосуда избранного приложити к сим, Павла премудрого, писавша церквам послании 2-жды, 7-мь: к Римляном 1, к нему иже подобает совокупляти, к Коринфом, 2. К Галатом же, и ко Ефесеом. С нима же к Филипписиом, и потом писану Каласаем, и к Солуняном 2. Два к Тимофею, к Титу же и к Филимону коегождо 1. И к Евреом 1 есть. Прочее о соборных посланиих неции убо, 7 рекоша, друзии же 3 токмо подобает реша прияти: Иаковле 1, 1 же Петрово, Иоанново 1. Неции же 3 к тем, 2 Петрова приемлют, Июдино 7-е. Откровение паки Иоанново. Неции убо прилагают множайшии, чуждо глаголют се: но неложное привило да будет богодохновенных писаний.