Правило 1
Но чтобы ум твой не был введен в заблуждение чуждыми книгами – ведь подложных писаний много, – прими от меня, друг, этот проверенный список.
Итак, всего существует 12 исторических книг древнейшей еврейской мудрости. 1-я – Бытие, потом Исход, Левит, потом Числа, потом Второзаконие, потом Иисус и Судьи, Руфь – 8-я, а 9-я и 10-я – Деяния Царств, потом Паралипоменон, последняя у тебя книга Ездры. Книг же стихотворных 5, из них 1-я – Иова, потом – Давида, потом 3 книги Соломона: Екклесиаст, Песнь Песней и Притчи. Книг пророческого духа также 5, 1 в Писании составляют 12: Осия, Амос и 3-й Михей, потом Иоиль, потом Иона и Авдий, Наум, Аввакум и Софония, Аггей, потом Захария и Малахия. Это 1 книга, а 2-я – Исаия, потом призванный с младенчества Иеремия, потом Иезекииль и Даниилова благодать.
Вот я указал 22 ветхозаветных книги, по числу еврейских букв, теперь же исчисли и книги нового таинства. Матфей описал чудеса Христовы для евреев, Марк – для Италии, Лука – для Ахаии, а Иоанн, великий небошественный проповедник, – для всех. Потом Деяния мудрых апостолов, 14 посланий Павла, 7 соборных, из которых 1 – Иакова, 2 – Петра, 3 – снова Иоанна, а 7-е – Иуды.
Вот у тебя все книги, если же существуют какие-то кроме них, то они не в числе подлинных.
[Стихи героические о том, какие книги следует признавать]
Вальсамон. Дабы не пресыщать своего ума чуждыми книгами, (ибо есть много написанных лживо), – прими, возлюбленный, это мое испытанное, или утвержденное число: 12 книг, содержащих историю, то есть Ветхого Писания, и книги Царств, хотя их и 4, принимаются и считаются за 2; и 12 книг исчисленных пророков принимаются, говорит, за 1; а 4 прочих пророков принимаются каждая за 1, таким образом написано 22-е книги древнего, то есть Ветхого Писания, – в противопоставление, то есть в равенство с числом еврейских букв; ибо предлог «против» принимается и вместо «равно» точно так как мы говорим «противен» вместо «подобие»; букв же у евреев, говорят, 22-е. Исчислив и книги Нового Писания, святый присовокупил, что если есть что-нибудь кроме этого исчисленного, не считается подлинным, но подложным.
Славянская кормчая. (Нижеследующий текст Славянской кормчей есть дословный перевод греческого Синопсиса, в котором стихотворение святаго Григория Богослова начинается прямо с исчисления книг Святаго Писания. Греческий текст Синопсиса смотри у Беверегия в siue Pandectae canonum ecclesiae graecae? t. 2, на 4-м ненумерованном листе после 188-й страницы).
Святаго Григория Богослова от словес о тех же книгах. 1-е Бытие, и потом Исход, и Левитик, к сему же Числа, и потом Вторый Закон. И потом Исус, и Судьи, и Руфь 8-я, 9-я же и 10-я книги, Деяния царские, Паралипомена. Последи же Ездру имаши. Стиховныя же 5-ры. От них же 1-й Иов, и по сем Давыд. И 3-и Соломони. Екклесиаст, Песни Песнем, и Притчи, и Плачь. Такоже Духа пророчества, во 1-х убо суть писанием, 12, якоже суть сии, Амос, и Михей, к сим же, Иоиль, и потом Иона, и Авдиа, Наум же, и Аввакум, и Софония, Аггей, и потом, Захария, и Малахия. 1-ны убо и 2-я Исаины, и потом позваный Иеремия измлада, и потом Иезекиль, и Даниил. Ветхого убо Завета положих 22 книги. Новагоже Завета сия суть. Матфей убо написа евреом чудеса Христова. Марко же Италии. Лука же Ахаии. Всем же Иоанн проповедник, великий небесный сшественник. Потом же деяния премудрых апостол. И 14 послания Павла апостола. 7 же соборных: Иаковле 1. 2 же паки Петрова, и 3 Иоаннова, Иудино же есть 7-е. И се все имаши прочая же кроме их не суть ближняя.