Новозаветные апокрифы
Новозаве́тные апо́крифы
— книги, претендующие на звание священных, однако не включённые церковной организацией в канон Священного Писания. Они создавались с конца I века, и их появление не прекратилось даже после окончательного формирования канона. По жанру новозаветные апокрифы включают апокрифические евангелия, деяния, послания, апокалипсисы, завещания и наставления, приписываемые Иисусу Христу и апостолам.
Апокрифические евангелия
Евангелие от евионитов (сохранившиеся отрывки)
Евангелие от евреев (сохранившиеся отрывки)
Евангелие от ессеев
Евангелие Евы (сохранившаяся цитата)
Евангелие от Египтян (сохранившиеся цитаты)
Евангелие от Марии
Евангелие от Никодима
Евангелие от Петра (сохранившийся отрывок)
Евангелие от Филиппа (сохранившаяся цитата)
Папирус из Оксиринха (Неканонический отрывок из синоптиков)
Папирус Эджертона (Неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна)
Тайное евангелие от Марка (отрывок в Послании Климента Александрийского Феодору)
Евангелие Иуды (Искариота)
Апокрифические евангелия детства
Арабское евангелие детства Спасителя
Евангелие детства от Фомы
Протоевангелие Иакова (История Иакова о рождении Марии)
Евангелие от псевдо-Матфея
Апокрифические деяния
Армянское сказание об апостоле Ворфоломее
Деяния Андрея и Матафии
Деяния (страсти) апостола Ворфоломея
Деяния апостолов Петра и Андрея
Деяния Иоанна (сохранившиеся отрывки)
Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Деяния и мученичество апостола Матафии
Деяния Павла
Деяния Павла и Феклы
Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати
Деяния Филиппа
Деяния Иуды Фомы апостола
Деяния Фомы:
Песнь о Жемчужине
Песнь о Невесте
Деяние шестое (О юноше, убившем молодую женщину)
Мученичество св. апостола Павла
Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея
Отрывок из "Церковной истории" Евсевия Кесарийского о деяниях Фаддея
Страсти апостолов Петра и Павла (малые)
Страсти апостолов Петра и Павла (большие)
Учение Симона Кифы в Риме городе
О кончине святого Иоханнана, апостола и евангелиста
Фрагмент "Деяния Архелая"
Апокрифические послания
Первое послание Климента Епископа римского к девственникам
Второе послание Климента Епископа римского к девственникам
Первое послание Климента Епископа римского к Коринфянам
Второе послание Климента Епископа римского к Коринфянам
Послание апостола Варнавы
Послание апостола Петра к апостолу Иакову
Послание двенадцати Апостолов
Послание к Лаодикийцам
Послание Климента Епископа римского к апостолу Иакову
Третье послание апостола Павла к Коринфянам
Послание Дионисия Ареопагита к Дорофею
Послание Дионисия Ареопагита к Иоанну Богослову
Послание Дионисия Ареопагита к Поликарпу
Послание Дионисия Ареопагита к Сосипатру
Послание Дионисия Ареопагита к Тимофею
Послание Дионисия Ареопагита к Титу
Послания Дионисия Ареопагита к Гаю Ферапевту
Апокрифические апокалипсисы
Апокалипсис от Петра (Отрывок)
Апокалипсис Петра (эфиопская версия)
Откровение Павла (не Наг-Хаммади)
Откровение Иоанна Богослова (апокрифическое)
Откровение пресвятой Богородицы (Хождение Богородицы по мукам)
Другие раннехристианские писания
Апостольские постановления
Дидахе (Учение двенадцати апостолов)
Пастырь Гермы
Аграфа (Разные высказывания Господа Иисуса Христа, не вошедшие в канонические евангелия)
Святого Иоанна Богослова сказание об успении Святой Богородицы
Церковные правила святых апостолов
Прочие апокрифы
- В пятницу цветной недели слово святых апостолов от Адама в аду к Лазарю
- В субботу цветную слово святого Иоанна Златоуста о воскресении друга христова Лазаря
- Галеново на Гиппократа - Гомилия об архангеле Михаиле
- Григория Магистра ответ на послание сирийского католикоса
- Евангелие от Матфея искреннего
- Из "Беседы трех святителей"
- Книга Иосифа Плотника
- О священстве Иисуса Христа
- О сошествии Иоанна Предтечи во ад
- Обращение Пилата
- Переписка апостола Павла с Сенекой
- Письмо Клавдии Прокулы к Фульвии
- Письмо Лентула сенату и Римскому народу
- Послание Пилата к Тиверию Кесарю
- Прение Господне с диаволом. (В великий пяток, о посте и о прении Господни со диаволом)
- Ответ Тиверия Кесаря Пилату Понтийскому и в ответ воеводе Рахааву и с ним воинам числом две тысячи
- Сказание о двенадцати пятницах - Слово о крестном древе
- Слово о сошествии Иоанна Крестителя во Ад
- Слово о том, как осудила Марфа Пилата перед Кесарем царем
- Смерть Пилата
- Сказание Афродитиана о чуде, бывшем в персидской земле
- Тайная книга богомилов
О христианских святых
- Житие Андрея Юродивого
- Житие и подвиги преподобного отца нашего Агапия Чудотворца
- Житие святого мученика Никиты
- Житие святого Федора Тирона
- Изречения Египетских отцов
- Краткое житие Климента Охридского
- Сказание о Макарии Римском
Документы и памятники по истории христианства
- Канон Мypатоpи
- Папирусы и эпиграфии о переписке Христа с царем Авгаром
- Эдесская хроника
Тексты, которые ныне не считаются апокрифами
Чёткого различения апокрифов и неапокрифов не было никогда. Например, уже Мураториевый канон II века признавал каноническими: «Апокалипсис апостола Петра», «Пастырь» Гермы, «Дидахе» и ряд других. В современной патрологии, как минимум, два текста не относятся к апокрифам.
Успение Блаженной Девы Марии написано на греческом языке в IV веке. Принадлежит к жанру завещаний. Ранее текст относили к апокрифам, но по мнению современных исследователей, он принадлежит к писаниям церковных христиан-евреев (не сектантов, представляющих иудео-христианство, а тех, которые не отделились от Вселенской Церкви) .
Дидахе, или Учение двенадцати апостолов, произведение, которое излагает основы церковной жизни. Был написан в конце первого века и является древнейшим церковным памятником после текстов Нового Завета. Создан, вероятно, в Сирии. Греческий текст был открыт в 1873 митрополитом Филофеем (Вриенниосом) Никомедийского (опубликован в 1883). Иногда его обозначали как апокриф, но на самом деле это катехитический текст одной из раннехристианских общин, не содержит ничего, что бы противоречило православному вероучению, поэтому в Православной церкви его не считают апокрифом.
Пастырь Гермы, уважаемое произведение и одна из самых популярных книг в ранней христианские церкви, многие отцов Церкви, среди которых Ириней Лионский, относили к Библейскому канону Нового Завета. В книге представлен ряд видений относительно Церкви.