Top.Mail.Ru
Лествица - Цели поста и плоды поста
menu

Цели и плоды поста

 

Цели поста

У постов есть множество целей, некоторые из них:

  • подчинение тела духу (установление правильной иерархии духа и тела),
  • утончение плоти, чтобы она не создавала помех для молитвы,
  • преображение 3‑х сил души (ума, чувств и воли),
  • замещение страсти чревоугодия, которая лежит в основе 8‑ми основных страстей, добродетелью воздержания,
  • самопознание, выявление страстей, особенно разражительности и гнева,
  • концентрация сил в духовной борьбе,
  • выражение покаянного чувства, средство покаяния,
  • воспитание благодарности Творцу,
  • милосердие (жертва нуждающимся денег, сэкономленных на продуктах питания).

Святой, праведный Иоанн Кронштадтский:
«Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а чрез то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий…
Пост – хороший учитель:
1) он скоро даёт понять всякому постящемуся, что всякому человеку нужно очень немного пищи и питья, и что вообще мы жадны и едим, пьём гораздо более надлежащего, т.е. того, чем сколько требует наша природа;
2) пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все её слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода показывает, какие водятся в ней гады или какого качества сор;
3) он показывает нам всю необходимость всем сердцем прибегать к Богу и у Него искать милости, помощи, спасения;
4) пост показывает все хитрости, коварство, всю злобу бесплотных духов, которым мы прежде, не ведая, работали, которых коварства, при озарении теперь нас светом благодати Божией, ясно оказываются, и которые теперь злобно преследуют нас за оставление их путей».

 

Плоды поста

Правильный пост приносит добрые плоды: упование на Бога, покаяние, любовь, смирение, трезвение. Пост должен рассматриваться не только как личное волевое усилие в воздержании, но, в первую очередь, как средство стяжания (обретения) благодати Божьей для преображения, богоуподобления.

Свт. Иоанн Златоуст:
«Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом утопают, так и пост, делая ум наш более легким, способствует ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и к предметам небесным и не уважать настоящее, но считать ничтожнее тени и сонных грез». «Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные желания, душу же просветляет, окрыляет…».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:
«K чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению перед Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный».

Свт. Игнатий (Брянчанинов):
«…пост вводит христианина в состояние духовное. Очищенный постом – смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к приятию Божественной благодати».

 

назад